5.2. Понимание деятельности экономического субъекта
5.2. Понимание деятельности экономического субъекта
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Понимание деятельности экономического субъекта».
экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.
Факторы, определяющие необходимость понимания деятельности экономического субъекта:
- экономическая политика экономического субъекта в отчетный период (периоды), ее стратегия и тактика;
- проводимая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;
- идентификация хозяйственных операций, осуществляемых экономическим субъектом;
- возможность качественного проведения аудита;
- правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;
- обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:
- основная деятельность;
- инвестиционная деятельность;
- прочие операции, в том числе внереализационные.
Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита; информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.
Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, подразумевает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание его деятельности, необходимое для управления экономическим субъектом.
Факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на внешние (общеэкономические и отраслевые) и внутренние, определяющие деятельность экономического субъекта.
Понимание деятельности экономического субъекта зависит от квалификации аудитора и должно быть по возможности достаточным для качественного проведения проверки.
До начала проверки аудиторская организация обязана в целом учитывать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита; кроме того, аудиторская организация должна иметь первоначальные знания об особенностях отрасли, правах собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту. Полученные знания она должна использовать при планировании аудита. Руководитель и члены аудиторской группы на всех стадиях аудита обязаны пополнять информацию, необходимую для углубления знаний о деятельности экономического субъекта.
При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выявлять существенные изменения, произошедшие со времени проведения последней аудиторской проверки, в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.
Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно предоставлять информацию, необходимую для понимания деятельности этого экономического субъекта, что должно быть предусмотрено в общем плане аудита; при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации.
Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:
- изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
- анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые условия региона);
- учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
- знакомство с организацией и технологией производства;
- сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);
- сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
- сбор информации об организационной и производственной структурах, проводимой маркетинговой политике, основных поставщиках и покупателях;
- анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
- учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
- знакомство с организацией системы внутреннего контроля.
При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.
Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие источники:
- официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
- статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
- нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
- результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;
- разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта, беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;
- запросы третьим лицам;
- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;
- учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте;
- рабочий план счетов и проводок;
- схема организационной и производственной структур;
- осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;
- результаты проведения аналитических процедур;
- выполнение необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
- идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс;
- хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;
- результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;
- знакомство с реестром акционеров;
- использование знаний, накопленных за время предыдущей работы аудитора;
- материалы налоговых проверок и судебных процессов.
Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.
Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита.
Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:
- история развития экономического субъекта;
- перечень осуществляемых видов деятельности;
- положения учетной политики и ее последовательные изменения;
- другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.
Аудиторская организация должна периодически пополнять и обновлять постоянный файл на основе итогов аудиторских проверок данного экономического субъекта.