13.1. Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки
ГЛАВА 13.АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
13.1. Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки
До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния клиента. В табл. 13.1 представлены примерные направления работ в этой области.
Таблица 13.1
Предварительная экспертиза состояния дел экономического субъекта
Продолжение таблицы 13.1
Продолжение таблицы 13.1
Продолжение таблицы 13.1
После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным, но, как правило, включает следующие основные группы документов:
1. Общая информация
- Копия бухгалтерской отчетности за отчетный год;
- Главная книга по состоянию на 31 декабря;
- копии всех договоров о выдаче займов;
- копии всех протоколов собраний правления компании;
- список всех юридических консультантов и их гонораров с описанием видов выполненных работ (составляется отдельно для каждого консультанта);
- копии всех важнейших и крупных договоров с указанием условий и сроков их выполнения;
- копии уставных документов компании (устав), а также документы о регистрации компании в итоговых органах и лицензии;
- копия приказа об учетной политике.
2. Финансовые результаты
- Ежемесячные данные о выручке от реализации продукции (работ, услуг), о выручке от прочей реализации, внереализационных результатах;
- письменные разъяснения о существенных изменениях в движении средств за какой-либо месяц;
- ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных результатах;
- письменные разъяснения в случае существенных изменений в движении средств за отдельные месяцы;
- документы, подтверждающие происхождение прочих доходов;
- плановые калькуляции себестоимости единицы продукции;
- документы, подтверждающие убытки и финансовые санкции, списание убытков.
3. Нематериальные активы
Список всех нематериальных активов с указанием следующих сведений:
- наименование и описание активов;
- дата приобретения; норма амортизации;
- первоначальная стоимость.
4. Материальные активы
Список всех материальных активов с указанием следующих сведений:
- наименование и описание активов;
- дата приобретения;
- первоначальная стоимость;
- норма амортизации.
Необходимо также представить копии сертификатов владения всеми долгосрочными финансовыми вложениями.
5. Расходы будущих периодов
Подробный список всех расходов будущих периодов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
- наименование и описание расходов будущих периодов;
- дата платежа;
- сумма платежа.
6. Товарно-материальные запасы
Список всех товарно-материальных запасов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений:
- наименование и описание активов;
- продажная цена;
- себестоимость.
7. Дебиторская задолженность
Список всех дебиторских задолженностей на 31 декабря, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе, с указанием следующих сведений:
- название клиента;
- сумма дебиторской задолженности;
- оценка суммы, которую компания может не получить;
- пересчет дебиторской задолженности по следующим категориям: текущая, один месяц, от одного до двух месяцев, более шести месяцев.
8. Денежные средства в банке и наличные денежные средства
- Копии банковских выписок по всем остаткам на счетах на 31 декабря;
- банковские документы, подтверждающие средства в пути на 31 декабря, включая иностранную валюту.
9. Налоги
- Схемы всех видов налогов (включая НДС, социальное страхование, налог на прибыль) необходимо показать нарастающим итогом:
- начало:
- на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря) плюс:
- начисленные налоги за год (необходимо представить разъяснения расчета налогов) минус:
- платежи налогов (необходимо представить копии переводов средств или подтверждение их получения из налоговых органов).
- Итого:
- остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря).
10. Намерения и непредвиденные расходы
Обзор всех намерений и непредвиденных расходов (расходы на юридические услуги, намерения по приобретению активов, открытие кредитных линий и аккредитивов).
11. Акционерный капитал (уставный капитал) и резервы
Устав, учредительный договор. Документы регистрации. Документы учетной политики.