Главная » Словари бухгалтера и финансиста » Словарь-справочник финансового менеджера, И.А. БЛАНК » ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТОВАРНОГО (КОММЕРЧЕСКОГО) КРЕДИТА

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТОВАРНОГО (КОММЕРЧЕСКОГО) КРЕДИТА

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТОВАРНОГО (КОММЕРЧЕСКОГО) КРЕДИТА 

[commercial credits drawing policy] — часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующая условия привлечения, использования и обслуживания товарного (коммерческого) кредита. Привлекая к использованию заемный капитал в этой форме, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых запасов сырья и материалов (в торговле — запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемных средств (стоимость привлечения товарного кредита обычно ниже, чем финансового).

Разработка политики привлечения товарного (коммерческого) кредита предусматривает:

1. Формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных его видов. Этот кредит носит целевой характер, поэтому потребность в нем определяется с учетом планируемого объема запасов сырья и материалов (в торговле — запасов товаров). Принципы привлечения товарного кредита формируются с учетом сложившейся хозяйственной практики; структуры и периодичности закупок сырья, материалов и товаров; длительности хозяйственных связей с партнерами и ряда других условий. Эти же условия определяют и основные виды привлекаемого товарного кредита (см. "товарный кредит").

2. Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита. Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период оборота коммерческого кредита в предшествующем периоде. В него вносятся соответствующие коррективы с учетом разработанных принципов и видов его привлечения на предстоящий период.

3. Оптимизацию условий привлечения товарного (коммерческого) кредита. Процесс этой оптимизации предусматривает разработку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянными коммерческими партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможностями предоставления товарного кредита; по совершенствованию структуры видов привлекаемого товарного кредита и т.п.

4. Минимизацию стоимости привлечения товарного кредита. Стоимость данной услуги измеряется размером скидки, которую покупатель получает от продавца при осуществлении наличного платежа (товар против денег). Задачей при этом является минимизация стоимости привлечения каждого товарного кредита (за счет продления периода его предоставления). Ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна превышать уровень ставки по краткосрочному банковскому кредиту с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется привлечение банковского кредита для расчетов с поставщиком).

5. Обеспечение эффективности использования товарного (коммерческого) кредита. Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования этого кредита и средним периодом оборота запасов товарно-материальных ценностей, формирование которых он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование привлекаемого товарного кредита и выше возможности ускорения возврата долга по нему.

6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту. При превышении среднего периода использования товарного кредита над средним периодом обращения сформированных за его счет товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких расчетов обычно не возникают. В противоположном случае для расчетов должны быть привлечены дополнительные источники денежных активов (по крупным товарным кредитам в этом случае может формироваться специальный возвратный фонд). Расчеты по товарному кредиту включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

В процессе формирования политики привлечения товарного (коммерческого) кредита должна быть обеспечена ее связь с политикой управления запасами на предприятии.