Главная » Словари бухгалтера и финансиста » Словарь-справочник финансового менеджера, И.А. БЛАНК » ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 

[innovations investment management policy] — часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающей эффективное формирование и использование инновационной части его нематериальных активов.

Разработка политики управления инновационными инвестициями предприятия осуществляется по следующим этапам:

1. Анализ состояния инновационных активов, используемых предприятием в предшествующем периоде. Целью такого анализа является изучение динамики общего объема и состава используемых инновационных активов, их удельного веса в общем объеме нематериальных и внеоборотных активов предприятия, системы показателей эффективности их использования.

2. Формирование общей потребности в инновационных инвестициях в планируемом периоде в соответствии с используемой инновационной стратегией предприятия. Различают следующие четыре типа инновационной стратегии предприятия, которые определяют объем и виды его инновационных инвестиций:

а) "Все новое — сам". Этот тип инновационной стратегии связан с деятельностью предприятий, самостоятельно разрабатывающих и первыми внедряющих инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при этом типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия и частично за счет приобретения патентов.

б) "Быстрый второй". Суть этого типа инновационной стратегии заключается в том, что предприятие, наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки научно-технической продукции в форме "инжиниринга" и частично за счет приобретения ноу-хау.

в) "Отставание с минимальными затратами". Этот тип инновационной стратегии заключается в том, что предприятие сознательно не осуществляет разработку своими силами новой научно-технической продукции, а ждет ее появления на рынке, используя ее впоследствии при существенном снижении стоимости ее приобретения. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется преимущественно за счет приобретения ноу-хау.

г) "Заполнение пробелов". В основе этого типа инновационной стратегии лежит реализация лишь отдельных элементов инновационной продукции, имеющейся на рынке. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется в основном за счет объема приобретения неисключительных лицензий на ноу-хау и фрэнчайзинга.

3. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиций. Этот процесс осуществляется в два этапа.

На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение ноу-хау, оплата инжиниринговых услуг и т.п.), требующие финансирования в предстоящем периоде.

На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах: а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения; б) по продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, предварительно согласованных с исполнителем; в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием, оценка осуществляется по объему соответствующего капитального бюджета на ее разработку.

4. Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по отдельным этапам осуществления инновационной деятельности. Такие расчеты осуществляются с учетом общей стоимости объектов инвестиций и жизненного цикла инноваций (он состоит из следующих стадий: а) разработка инновационного решения; б) первичное внедрение в эксплуатацию; в) расширение внедрения; г) совершенствование инновации; д) прекращение инновации).

5. Определение эффективности инновационных инвестиций. Оно основано на использовании тех же показателей, что и по реальным инвестициям (см. "оценка эффективности реальных инвестиций"). Прибыль от внедрения инноваций рассчитывается методом прямого счета или методом разниц (разница между суммой прибыли после и до внедрения инновации).