ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
[capital structure factors] — система факторов, определяющих пропорции между собственным и заемным капиталом, используемым предприятием. К основным из этих факторов относятся:
1. Стабильность реализации продукции. Чем стабильнее осуществляется реализация товаров и услуг предприятием, тем выше и безопаснее становится использование заемного капитала.
2. Структура активов предприятия. Чем более безопасна с позиции кредиторов структура активов предприятия (чем выше удельный вес оборотных активов, а в их составе — высоколиквидной их части), тем большими возможностями в привлечении заемного капитала оно обладает.
3. Темпы развития предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для финансирования новых активов большую долю заемного капитала.
4. Уровень рентабельности активов и собственного капитала. При высоких коэффициентах рентабельности предприятие может капитализировать большую часть прибыли, снижая тем самым потребность в собственном капитале.
5. Уровень налогообложения прибыли. Так как
выплата процентов за используемый кредит включается в состав издержек, что снижает сумму балансовой прибыли, то на предприятиях с высоким уровнем ее налогообложения более эффективным становится использование заемного капитала.
6. Отношение кредиторов к предприятию. Несмотря на высокий уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, кредиторы в оценке деятельности предприятия могут руководствоваться иными критериями, формирующими его негативный имидж. Это оказывает соответствующее влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала.
7. Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость привлечения заемного капитала, что оказывает влияние на средневзвешенную стоимость капитала.