Главная » Словари бухгалтера и финансиста » Словарь-справочник финансового менеджера, И.А. БЛАНК » ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 

[innovation investment] — одна из форм реального инвестирования, осуществляемая с целью введения технологических инноваций в деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются в двух основных формах: 1) путем приобретения готовой научно-технической продукции; 2) путем разработки новой научно-технической продукции.

Инновационные инвестиции в форме приобретения готовой научно-технической продукции имеют следующие виды:

а) приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Патентная охрана дает их владельцам исключительное право пользования, производства и продажи продукции (дизайна, технологии и т. п.) на определенный период времени;

б) приобретение "ноу-хау". Одним из условий такого приобретения является обеспечение коммерческой тайны, передаваемой научно-технической информации.

Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений. Различают два основных вида лицензий на эту продукцию: 1) неисключительная (или простая) лицензия, которая предусматривает ограниченное право использования (например, по географии распространения, объему производства и т. п.); в этом случае лицензиар сохраняет за собой все права по использованию или дальнейшей реализации лицензии неограниченному кругу пользователей; 2) исключительная лицензия, которая предусматривает предоставление лишь одному лицензиату исключительного права на использование готовой научно-технической продукции и выдачу лицензии третьим лицам; в этом случае лицензиар может оговорить в соглашении лишь право собственного ее использования с согласия лицензиата или установить ограничительные условия использования исключительной лицензии (только на производство продукции; только на продажу продукции и т. п.). Одной из форм лицензионного соглашения является фрэнчайзинг.

Инновационные инвестиции в форме разработки новой научно-технической продукции имеют следующие виды:

а) разработка новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия. В этом случае финансовые средства инвестируются в соответствующий объект инноваций, создаваемый на предприятии с возможным участием третьих лиц;

б) разработка новой научно-технической продукции сторонними организациями по заказу предприятия. В наиболее обобщенном виде это направление носит название "инжиниринг" (он представляет собой комплекс работ по проведению научно-исследовательских и конструкторских работ с целью разработки рекомендаций по совершенствованию организации производства и управления, техники и технологии, форм реализации готовой продукции и оказание услуг).

Результаты разработки новой научно-технической продукции как при первой, так и при второй форме этого вида инновационных инвестиций оформляются отчетами о научно-исследовательской работе, комплектами технологической и конструкторской документации, методическими рекомендациями, описанием компьютерных программ и т. п.

Инновационные инвестиции являются основным путем формирования нематериальных активов предприятия.